Размышления о повести «Записки на манжетах» Валерия Гордеева
Повесть «Записки на манжетах» писалась Булгаковым на протяжении 2-х лет, с 1922 по 1923. Произведение носит автобиографический характер, и посвящается сложным отношениям между автором и советской властью. Опубликование «Записок» стало труднейшей задачей, так как не нашелся издатель, который был бы готов опубликовать их полностью. Желание Булгакова увидеть «Записки» опубликованные одной книгой так никогда и не осуществилось. Это произведение у него купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить его в 1923 году, но не выпустило вообще. Булгаков пишет по этому поводу: «Сначала меня это очень волновало и расстраивало, а потом я стал равнодушен». До нас не дошел полный текст произведения, а только отрывки, опубликованные в журналах в 1924 году со значительными купюрами и сильно помеченные цензурой.
«Записки» — важный источник сведений о пребывании Булгакова на Кавказе и о первых месяцах жизни в столице после возвращения с Кавказа. В них уже четко просматривается его оригинальный стиль и первые проблески тем, мотивов и образов более зрелого Булгакова. Эта повесть более всего интересна тем, что в ней впервые появляется демонический элемент, который присутствует, хоть и эпизодически, но уже заявляет о себе как постоянный творческий элемент, который пройдет через все творчество писателя, начиная от первых проб и заканчивая «Мастер и Маргарита», который представляет собой настоящую энциклопедию по демонологии.
В творчестве Булгакова категорию дьявольского надо понимать, как разновидность более широкой категории магического – центральный элемент творчества Булгакова. Использование магического элемента – это литературный прием: то есть посредством волшебных превращений, колдовства и фокусов Булгаков передает очевидную нелепость и иррациональность многих сторон социального устройства новой советской власти. Также магическое используется писателем для выражения иронии и сатиры.
С детства обладающий способностью придумывать чудесные и фантастические истории, Булгаков предназначил сверхъестественному самое почетное место в своем поэтическом мире. Поэтому в большей части его произведений Дьявол постоянно присутствует, переходя из одного сюжета в другой, с различными отличительными признаками. Особенно богат дьявольскими образами отрывок, который называется «Московская бездна. Дювлам», где рассказчик описывает прибытие в Москву. Здесь доминирующий цвет – черный. В отрывке нет ясно обрисованных отдельных дьявольских фигур, но постепенно само место действия обретает демонические и адские черты: «Во «тьме» проходят «серые тела» и черная бездна города становится зеленой». Зеленый и черный – это цвета Князя мира, то есть Сатаны. Именно в «Записках» Москва становится демоническим городом, ранее это был Петербург.
Таким образом, в «Записках», столь далеких по времени и по философской насыщенности от булгаковского шедевра, мы видим некоторые мотивы будущего романа: полемику против конформизма литературных кругов; намек на понятие пространства, которое, превзойдя трехмерность, выявляет возможность четвертого измерения. И, наконец, определение «душевнобольной», которое дает себе рассказчик. А больше всего в микрокосмосе «Записок», как и позднее в макрокосмосе «Мастер и Маргарита» читателя завораживает удивительная близость автора к тому миру, в котором будничное легко разрушается фантастическими элементами.
Из «Записок» мы видим, что Булгаков не в состоянии принять новую власть и ее жестокие законы. Автора искренне страшит дальнейшая судьба страны и, в то же время он понимает, что у него нет никаких возможностей для изменения ситуации.